Классификация и устройство стиральных машин
Технические показатели стиральных машин (СМ) регламентируются отечественными ГОСТами 8051-83 «Машины стиральные бытовые», 275704-87 «Безопасность бытовых и аналогичных электрических приборов», а также ТУ 120 120850-89, ТУ 37-461-038-93 и другими нормативными документами
В отечественном ГОСТ 8051-83 существует даже специальный раздел по классификации стиральных машин. Сейчас многие позиции подобной классификации устарели хотя бы потому, что большинство типов стиральных машин, перечисленных в этом документе, в настоящее время уже не выпускаются. Кроме того, появились новые типы СМ (например, воздушно-пузырьковые), которые просто не отражены в этом ГОСТе.
— Срок службы. В ГОСТе указан средний срок службы СМ 15 лет. На самом деле в большинстве современных стиральных машинах срок службы значительно меньше — т 7 до 10 лет (бывает и больше, но редко).
|
В передней части СМ расположен люк для загрузки белья.
А теперь остановимся подробнее на этих компонентах.
Баки могут быть эмалированные, из нержавеющей стали и пластиковые. Последние, как отмечалось выше, имеют лучшие характеристики по шуму, но непрочны. И наоборот — эмалированные баки и из нержавейки более прочны, но сильнее «шумят».
Внешний вид бака из нержавеющей стали (в сборе с мотором и барабаном) показан на рис. 1.3, а выполненный из пластика — на рис. 1.4 (CM LG с прямым приводом). На рис. 1.5 показан внешний вид бака без барабана. Собственно, бак является основным конструктивным элементом СМ, так или иначе с ним связаны все механические и электронные компоненты стиральной машины. Большинство баков стиральных машин — разборные (на две половины). Это облегчает выполнение различных сервисных процедур, например, при замене подшипников. Однако, в последнее время появились СМ с неразборными баками. Понятно, что в подобных СМ при возникновении различных проблем с баком (или его компонентами), требуется замена бака целиком.
В баке имеются специальные элементы для его соединения с барабаном — это крестовина и сами подшипники. На рис. 1.6 хорошо видна крестовина (в ее центре запрессованы подшипники). Обычно подшипников бывает два (внутренний и внешний), однако в некоторых СМ применяются и двухрядные моноподшипники.
Пружины, противовесы и амортизаторы, крепящиеся к баку, предназначены для гашения колебаний бака при вращении барабана с бельем в режиме отжима. На рис. 1.7 показан верхний противовес, а на рис. 1.8 — внешний вид амортизатора.
Барабан является элементом СМ, в котором непосредственно производится стирка белья. Он всегда выполняется из нержавеющей стали. Для повышения эффективности перемешивания белья и смачивания его моющим раствором, барабаны обычно имеют на внутренней поверхности специальные перемешивающие ребра, а на поверхности барабанов имеются специальные перфорационные отверстия. В стиральных машинах с вертикальной загрузкой белья барабаны имеют 2 точки соединения с баком (по бокам через подшипники), а с фронтальной загрузкой — всего одну. Эта последняя конструкция налагает повышенные требования к механической прочности бака, барабана, узла подшипников и др. К оси барабана крепится шкив ременной передачи. На рис. 1.9 показан процесс съема шкива с оси барабана
Загрузочный люк
Загрузочный люк Люк предназначен для загрузки/выгрузки белья. Он имеет дверцу и запорное устройство. Для предотвращения выливания воды из бака, к последнему крепится манжета (или уплотнитель дверцы), ее внешний вид показан на рис. 1.10. Один край манжеты крепится непосредственно на баке, а второй — на передней крышке СМ (эти края закрепляются специальными хомутами). Дверца люка в закрытом состоянии плотно прилегает к краю манжеты, тем самым, предотвращая выливание воды из бака. В СМ с вертикальной загрузкой также имеется манжета, ее внешний вид показан на рис. 1.11. |
Электронный контроллер (модуль)
Электронный контроллер является основным управляющим элементом стиральной машины. Каждый производитель для поддержания «марки» старается использовать оригинальные модули, которые используются в СМ, выпускаемые под многочисленными торговыми марками этого же производителя, хотя бывают и исключения. Например, в CM KAISER используются модули INDESIT COMPANY. Электронные модули первого поколения (это деление условное) используются в СМ с командоаппаратом и предназначены в основном для управления приводным мотором, они также выполняют и другие второстепенные функции. Модули второго поколения также используются в СМ с командоаппаратом, но их функции значительно шире. Перечислим основные из них:
— управление дополнительными функциями СМ (управление программами стирки выполняет командоаппарат);
— индикация режимов работы СМ;
— управление командоаппаратом;
— управление электронными клапанами залива воды;
— управление сушкой (если есть) — вентилятором, ТЭНом, контроль температуры и др.
— управление приводным мотором, который обеспечивает вращение барабана машины в различных режимах ее работы (при стирке или при отжиме). Для обеспечения контроля скорости вращения мотора, на его оси установлен тахогенератор, сигнал с которого поступает в контроллер;
— управление нагревом воды в баке до заданной температуры, исполнительным элементом служит ТЭН, а элементом контроля — датчик температуры;
— управление устройством блокировки люка;
— управление сливным насосом (помпой);
— контроль уровня воды в баке с помощью датчика уровня;
— контроль протечек воды с помощью специального датчика;
— включение/выключение машины.
Кроме того, для контроля работоспособности элементов СМ, модуль может обеспечивать выполнение программ тестирования с последующей индикацией возможных ошибок. Индикация возможных ошибок может производиться и в обычных режимах работы машины. Но это не всегда верно — например, CM ARDO с модулями второго поколения (DMPA, DMPU) не обеспечивают формирование кодов ошибок — там возможен только режим тестирования. Внешний вид этих модулей показан на рис. 1.12 и 1.13 соответственно. К модулям второго поколения можно отнести и контроллеры линейки EVO-I, используемые в CM ARISTON и INDESIT (см. рис. 1.14) — правда тестирование основных режимов они обеспечивают только с помощью внешнего диагностического ключа или компьютера.
И, наконец, остановимся на модулях третьего поколения. Эти модули принципиально отличаются от предыдущих поколений тем, что они используются в СМ без командоаппарата. Функцию командоаппарата в них заменяет селектор программ (обычный переключатель) и управляющая программа процессора. Эти модули (не все) способны отображать информацию уже на светодиодных или ЖК знакосинтезирующих индикаторах (см. рис. 1.15, где показана плата панели
управления EVO-II CM ARISTON), позволяют выполнять значительно больше потребительских режимов и функций. Кроме того, к ним возможно подключать значительно больший набор внешних элементов (например, интегральный датчик уровня, распределительный клапан, циркуляционный насос и др.). Эти модули также позволяют использовать в СМ высокоскоростные асинхронные приводные двигатели — для этого на плате модулей может быть установлена схема специального коммутатора с мощными выходными каскадами (внешний вид силового блока модуля EVO-II CM ARISTON для работы с асинхронным двигателем показан на рис. 1.16). В СМ одного из корейских производителей применяются модули для управления шаговым приводным двигателем (так называемые СМ с прямым приводом) — см. рис. 1.17. Но все сказанное не означает, что к модулям третьего поколения нельзя подключать хорошо себя зарекомендовавшие коллекторные двигатели (внешний вид модуля EVO-II для работы с коллекторным двигателем показан на рис. 1.18).
Командоаппарат
Командоаппараты (КА) использовались в устаревших моделях СМ, сейчас выпуск подобных машин прекращен. КА предназначен для управления режимами работы СМ в зависимости от выбранной программы. Он представляет собой сложный многопозиционный переключатель, ось которого вращается с помощью ручки на панели управления (при установке программы стирки) и уже при выполнении заданной программы — специальным двигателем.
Собственно, КА в процессе работы СМ управляет ее элементами и узлами, коммутируя их работу в соответствии с определенной программой. Внешний вид КА показан на рис. 1.19.
КА представляет собой достаточно сложное электромеханическое устройство, однако при определенных навыках его можно ремонтировать (обычно в нем подгорают контактные группы и стираются программные пластины).
двигатель
В СМ применяют асинхронные и коллекторные приводные двигатели. На коллекторных моторах нет смысла останавливаться подробно, отметим лишь, что в их конструкции имеется якорь с коллектором (ламелями) и щеточный механизм. Полноценный ремонт двигателей этого типа возможен только в случае замены износившихся щеток (подробнее на эту тему — см. Приложение 1 этой книги).
Асинхронные двигатели внешне мало отличаются от коллекторных (см. рис. 1.20), на самом деле они не имеют упомянутых щеток и коллектора. В них, в зависимости от назначения, имеются несколько обмоток. Например, на рис. 1.21 показана схема распайки колодки асинхронного двигателя для устаревших моделей CM ARDO. Из рисунка видно, что в этом моторе имеется 5 обмоток — часть из них используется в режиме стирки (малые обороты), часть - при отжиме (высокие обороты). В составе этого двигателя имеется тахогенератор и защитный термостат, но на них мы остановимся ниже. Отметим, что для функционирования двигателя при отжиме необходим фазосдвигающий конденсатор (его внешний вид показан на рис. 1.22).
В современных СМ используются специальные высокооборотные асинхронные двигатели, обмотки в них соединены по схеме «треугольник» (рис. 1.20). Для их работы необходим специальный коммутатор (в составе контроллера).
Есть еще отдельный класс приводных двигателей с прямым приводом (см. рис. 1.23). Они представляют собой шаговые двигатели. Естественно, для их функционирования необходима также отдельная схема управления (в составе электронного контроллера СМ).