Нужен реестр?
Поломка микроволновки или стиральной машины для многих - повод купить новую. Однако в последнее время все больше потребителей пользуются сервисами ремонта, веря обещаниям владельцев таких фирм, что мастер приедет быстро, осмотрит поломку бесплатно и отремонтирует в срок. Кто работает в ремонтных мастерских и как выбрать надежную компанию, выяснял корреспондент "РГ".
«Мы идем к вам»
Объявлениями о ремонте бытовой техники в Белгороде пестрят даже информационные стенды на остановках общественного транспорта. Каждый мастер обещает, что приедет по звонку в течение часа, быстро определит причину поломки и устранит ее на глазах хозяина. Как правило, большинство таких специалистов — успешные самоучки, которые нашли подход к электронике, вложились в инструменты и оборудование для ремонта, наработали связи с поставщиками запчастей и теперь трудятся как «серые» предприниматели. Ведь спрос есть.
Мастер Дмитрий Шубин — специалист по ремонту стиральных машин — вспоминает, что первые практические навыки оттачивал дома: пержде чем стать настоящим мастером, он сначала отремонтировал собственную «стиралку». Для того чтобы повысить квалификацию, уехал в Москву и получил там специализированное образование — нигде ближе подобных курсов не нашлось. Теперь он вполне успешен.
— Новая техника служит все меньше, — поясняет Дмитрий. — Раньше те же итальянские производители делали машины так, чтобы они служили очень долго. Теперь же стараются собрать из менее прочных деталей, вот приборы и ломаются, послужив всего несколько лет.
О том, мешают ли ему самоучки, заполонившие рынок, Дмитрий даже не задумывается.
— У меня хватает клиентов, — говорит он. — Как правило, это люди в возрасте, которые не привыкли часто менять технику. Молодые, как только
Коллега Дмитрия Роман Базуев подтверждает: существует устойчивое (и небезосновательное!) мнение, что старая техника — более качественная, чем новая. И если после десятилетий службы вышла из строя одна деталь, надо ее заменить, но не списывать всю стиральную машину или холодильник в утиль.
— Некоторые признаются, что вот, мол, машинка прослужила 20 лет, и вся семья ее любит, — грассказывает Базуев. — Просят — сделайте
Еще послужит
Дмитрий Шубин отмечает, что в своей работе не использует детали из подержанной техники.
— На них же нельзя дать гарантию, — поясняет он. — Хотя, конечно, я знаю о том, что многие так делают: скупают старую технику, разбирают и потом этими деталями пользуются.
— Все зависит от добросовестности мастера, — добавляет Роман Базуев. — Понимаете, один может и запчасти взять хорошие, и с поломкой столкнуться несложной, но сделает так, что через три дня все снова ломается. — Клиент обращается с претензией и слышит, что, мол, сам виноват. Ведь все было сделано и работало. Добросовестность или есть, или ее нет, вот и все.
Бывает и так, что запчастей просто не найти. Тогда мастера предпочитают отказаться от работы с техникой — репутация дороже. К слову, объявлений о скупке старых приборов множество. Как правило, многие из них стараются привлечь к себе внимание громким названием, например «общество по утилизации бытовой техники». Обещают принять все, что человек предложит, но когда разговор переходит к конкретике — отказывают, и весьма грубо.
Необходим единый реестр фирм и мастеров, работающих в сфере услуг — и не только бытовых
— Я попыталась сдать в утиль старую «стиралку» — у свекрови она занимала половину кладовки, — рассказывает Елена Лукина. — Чтобы показать детям, как надо ответственно подходить к таким ситуациям, я начала обзванивать магазины бытовой техники.
Требуйте документы
Председатель белгородской ремесленной палаты Николай Забуга такой ситуации не удивляется. Он подтверждает, что под видом скупщиков старой техники зачастую скрываются как раз недобросовестные мастера, занимающиеся ремонтом.
— В целом ситуация на рынке ремонтных услуг такая же, как и на рынке услуг в принципе, — констатирует эксперт. — Многочисленные
Впрочем, по его словам, и хорошие мастера порой уходят в тень —
— Предприниматели просто оказываются перед выбором — или отдавать долги государству, или семью кормить. Понятно, что они выбирают семью, — подчеркивает он. — В целом ситуация с мастерами складывается грустная. Раньше наш учебный комбинат вел подготовку телемастеров, но теперь этого направления нет. Ближайшее учебное заведение — в столице, но, чтобы туда поехать и выучиться, нужны средства. По сути, отрасль наполняется непрофессионалами, которые мешают настоящим специалистам.
Зачастую по этой же причине настоящие мастера предпочитают работать в одиночку: считается, что лучше отказаться от заказа, чем привлекать помощника, которого сам не обучишь — нет времени, а направить на курсы в столицу — слишком дорого.
Бытует мнение, что пройдет еще лет пять — и самой услуги по ремонту бытовых приборов попросту не станет. Люди привыкнут менять стиральные машины через каждые семь лет, а поломку телевизоров станут воспринимать как должное, ведь тенденции к росту запаса прочности техники не просматривается.
— А я считаю, что как раз поэтому наши услуги и будут востребованы, — уверен Роман Базуев. — Все же покупать новое дорого, и я не думаю, что цены упадут настолько, что бытовая техника будет доступна каждому. Поэтому люди и будут стремиться воспользоваться нашими услугами.
Николай Забуга, в свою очередь, подчеркивает: в таких условиях потребуется единый реестр таких фирм и мастеров.
— Он уже необходим, причем для всей сферы услуг, — считает председатель ремесленной палаты. — Клиент должен знать, кто работает легально и может дать гарантию как на детали, так и на работу, которую он выполнил.
Пока такого реестра нет, и председатель палаты, и мастера бытовой техники советуют не соглашаться на первое предложение о ремонте бытовой техники, а проверить, есть ли у мастера документы, в том числе бланки строгой отчетности, которые проверяет налоговая инспекция, останется ли на руках у клиента чек и гарантийный талон. И если такие требования мастера не пугают, можно доверить ему технику и заплатить деньги.